назад далее

Утилитарная стратегия

– стремление реализовать конкретные, непосредственные, наличные, готовые к воплощению возможности. По сути своей эта стратегия направлена на поиск и реализацию  богатых возможностями потребления ситуаций.

Как способ планировать и действовать утилитарная стратегия представляет стратегию обогащения – игру жизненных сил, приобретение  и потребление богатства непосредственных возможностей.

Типичные лозунги стратегии этого типа:

«Живи и дай другим».

«Ты такой восхитительный – дай денег».

«Дело не в деньгах, а в их количестве».

«Не все продается, но все покупается». [1] 

Для утилитарной стратегии стратегия характерны:

*  Оценочный подход. Мир рассматривается как мир ценностей, товаров, услуг, предметов потребления, использования, заимствования, оснащения, обмена. Другие люди и плоды их деятельности также рассматриваются как источники возможностей и поэтому представляют ценность, являются объектами потребления и приобретения. Любая жизненная или организационная ситуация рассматривается в плане ее конкретных (готовых к воплощению) возможностей.

*  Очарование миром. Способность к всестороннему и изысканному потреблению и оснащению, интрига и тайна их приобретения составляют характеристику эмоционального мира утилитарной личности. Картина мира, богатого на готовые к воплощению возможности – концептуальная основа утилитарной стратегии. Соответственно и люди рассматриваются как возможности, объекты покупки, обладания, использования, эксплуатации.

*  Стремление обладать. Если возможность известна и находится в зоне доступного, ее обретение становится неотвратимым желанием, условием полноценного существования, устойчивым мотивом деятельности. Проблемой становится поиск и создание ситуации, в которой приобретение возможности становится реальным.

*  Конъюнктурная ориентация. Ситуации и предметы, сегодня бедные возможностями, завтра могут стать богатыми ими. Уметь распознавать богатые возможностями ситуации и включаться в них – идеальная цель человека с утилитарной ориентацией. Включение в эти ситуации становится идеальной целью[2].

*  Создание интриги. Создать ситуацию, в которой можно малыми усилиями и средствами приобрести то, что привлекательно и дорого – основа замысла. Это осуществляется путем соблазнения – создания иллюзии перспективных возможностей и провоцирование заинтересованности участников ситуации. В силу этого субъект утилитарной стратегии игрив, привлекателен, соблазнителен.

*  Распоряжение  инициативой. Создавая иллюзию, в которой участники обмена начинают видеть ценность взаимодействия, субъект провоцирует их на проявление инициативы,  формирует у них желание действовать, совершать обмен, сотрудничать и таким образом вовлекает их в создание конкретных возможностей. Инициативу всегда проявляют другие. Они мотивированы созданной интригой и чувствуют себя хозяевами процесса. Однако именно субъект утилитарной стратегии определяет, чью инициативу принимать, а чью отвергать. Именно распоряжение спровоцированной инициативой составляет сущность его процессов управления.

*  Совершение покупок (сделок). В условиях и в момент когда возможность взаимодействия благоприятна, субъект предлагает простое действие, которое выглядит принятием инициативы других лиц, но по сути является обменом прав собственности (на предмет, идею, обязанность, обязательство). Покупка возможностей, людей и обстоятельств (в прямом и переносном смысле) – центральное событие, реальная цель утилитарной стратегии.

*  Консуммативное поведение. Приобретенная возможность тотчас же потребляется, используется, реализуется. Этим обеспечивается необратимость сделки. С другой стороны – происходит реальное обогащение путем присвоения и использования возможностей.

*  Иллюзорная плата. Выражение благодарности, удовлетворенности сделкой, восхищение партнерами, готовность продолжить другие подобные сделки, мелкие знаками внимания, признательности, дозированная материальная поддержка. Иллюзорная плата – форма закрепления установившейся конъюнктуры. Иллюзорная плата всегда демонстративна, в то время как консуммативное поведение не демонстрируется.

*   Гибкость и всеядность. Утилитарная стратегия предполагает использование любых конкретных возможностей и быструю ситуативную переориентацию на эти возможности. Успешность этой стратегии, вместе затем, зависит от точности и квалификации самой этой гибкости.

 

[1] Классическим примером реализации стратегии утилитарного типа являются действия лисицы в басне А.Н. Крылова  «Ворона и лисица».

[2] Для этого и развивается осведомленность, компетентность, интуиция. В силу указанных обстоятельств люди с конъюнктурной ориентацией лучше ориентированы в мире товаров и услуг не только в актуальном, но и в перспективном плане.

назад далее

Хостинг от uCoz