назад  

Марьяненко А.П., Руднева М.В.

Стадии трансформации отношений

Малозначимые отношения человек может изменить быстро и прямолинейно. Значимые отношения меняются, закономерно проходя определенные стадии трансформации. Существует 7 стадий, через которые человек, группа людей, организация, человеческая общность проходит, изменяя отношения к какому-либо явлению, человеку или проблеме.

1.      Стабилизация

2.      Идеализация

3.      Драматизация

4.      Волевые поступки

5.      Депрессия

6.      Селекция

7.      Концептуализация

 

1.      Стабилизация

Возникают первые трудности, но неизвестно, имеют ли они преходящий или закономерный, малозначимый или принципиальный характер. Задача этой стадии - сохранить отношение, оставлять его неизменным в меняющихся условиях. Основные проявления на этой стадии:

1.1.   Игнорирование противоречий - неспособность и нежелание осознавать противоречие между отношением и действительностью, трактовка этих противоречий как случайных, несостоятельных, как проявление несущественных обстоятельств. Человек может искренне не замечать очевидных другим обстоятельств, сознательно или неосознанно отрицать значимость этих обстоятельств и действовать не столько вопреки им, сколько не замечая их.

1.2.   Постановка сознательных целей - поскольку на пути реализации отношения возникают препятствия, сознательно ставятся цели и определяются задачи.

1.3.   Преодоление трудностей - противоречия и препятствия рассматриваются как трудности, которые нужно преодолеть путем hard work – более интенсивных усилий, тренировки, выполнения обязанностей любой ценой, терпимости к лишениям и усталости.

1.4.   Догматическое обоснование действий - система оправданий, почему именно таким образом необходимо продолжать жить и действовать. Жизнь рассматривается как труд и борьба, как служение, долг (профессионализма, семьи, любви, служения обществу, коллективу, богу и т.п.).

1.5.   Неприятие критики - попытки изменить точку зрения на развитие событий рассматриваются как неуместные, неприемлемые, противоречащие, сути дела и ситуации, как “критиканство”.

1.6.   Катастрофа. Если трудности имеют преходящий характер, то они преодолеваются, деятельность стабилизируются, оттачиваются навыки, появляется опытность и тренированность, а отношения человека становится неизменным в широком диапазоне обстоятельств. Если же противоречия объективны и имеют глубинный характер, они не разрешаются, а усугубляются. Внезапно человек ставится перед лицом новых (игнорируемых им ранее) обстоятельств. Происходит событие, вскрывающее игнорируемые ранее противоречия.

 

2.      Идеализация

Не имея возможности сохранить прежние отношение реально, человек сохраняет и развивает отношение во внутреннем, идеальном плане.

2.1.   Шок - претерпевающий катастрофу пытается и не может осмыслить произошедшее, не может прийти в себя от того, что ранее им игнорировалось, а теперь очевидно и переворачивает все его мировоззрение.

2.2.    Отказ от внешних действий - человек полностью занят переживаниями, попытками оценить, что произошло. Все его прошлые методы действия и способы поведения оказываются дискредитированными перед лицом новых обстоятельств. Поэтому он бездеятелен или по инерции совершает рутинные действия.

2.3.   Идеализация прошлого - в оценках происшедшего он обращается к тем обстоятельствам и временам, которые сейчас кажутся ему свободными от противоречий. Прошлое представляется как “золотой век”, где идеалы реализовывались, потребности удовлетворялись.

2.4.   Критика ситуации - сопоставление идеализированного прошлого с наличной ситуацией приводит к критической ее оценке. Действительность воспринимается контрастно - как способствующие, либо препятствующие осуществлению идеалов обстоятельства. Соответственно, люди оцениваются как друзья, единомышленники или как враги, причины несчастья или неудачи.

2.5.   Формирование идеальной цели - формируется образ такого состояния действительности, отношений, при которых противоречия снимаются, идеалы осуществляются.

2.6.   Провозглашение программы. Формируется представление о таких условиях, которые приведут к устранению возникших противоречий, определяются цели, средства, задачи, шаги. Он строит планы, проекты и модели, теоретизирует, объясняется метафорическим, образным языком.

В результате деятельности на этой стадии человек осуществляет ценностную ориентацию, т.е. производит интегральную оценку и определяет собственные базисные ценности и цели.

 

3.      Драматизация

Субъект активизируется для реализации кажущейся ему безусловно правильной цели. Для этого он осуществляет:

3.1.   Привлечение внимания демонстрирует, апеллирует к общественному мнению, вступает в дискуссии и споры, отстаивает свою точку зрения и добивается признания.

3.2.   Борьба за лидерство или определенное место в системе отношений – выдвигает претензии, требует обеспечения его информацией, ресурсами, средствами. Добивается изменения другими точки зрения. Вступает в коалиции и размежевывается.

3.3.   Включение в игру принимает на себя определенную роль, включается во взаимодействие, рискует, проигрывает и выигрывает. Интригует, стремясь заставить других действовать в желательном для него направлении.

 

На этой стадии человек получает представления о собственных интересах и, об интересах других значимых лиц и  о соотношении интересов. Если партнеры не уступают ему в позиционной борьбе и не удовлетворять его интересам, он переходит к стадии:

 

4.      Волевые поступки

На этой стадии человек переходит к реальным действиям, к необратимому переустройству отношений и условий деятельности.

4.1.   Выдвижение принципов - от оценки человек приходит к выдвижению принципов - теоретических правил поведения, сформулированных по правилу “если - то”.

4.2.   Волевые действия - на основе выдвинутых принципов человек приходит с волевым действиям, непосредственно меняющим обстоятельства, перераспределяет ресурсы и полномочия, принимает конкретные решения в одностороннем порядке.

4.3.   Ревизия результатов. Результаты предпринятых действий существенно расходятся с выдвинутыми принципами, желаемыми результатами. Обнаруживаются побочные обстоятельства, неучтенные при принципиальной оценке.

4.4.   Движение по кругу - в попытках достигнуть желаемого результата человек принимает все более кардинально перестраивающие действительность поступки, но результат по-прежнему его не устраивает.

4.5.   Предельные действия - возникает положение, при котором человек готов на самые радикальные действия и производит их. Сделано все, что можно сделать в этой ситуации, но результат все равно не удовлетворителен. Больше сделать еще что-нибудь невозможно.

На этой стадии человек практически перестраивает условия деятельности и отношения в соответствии со своими идеалами и принципами, необратимо меняя ситуацию.

 

5.      Депрессия

5.1.   Потеря интереса - у человека опускаются руки. Все, что можно было сделать уже делалось и не принесло результата.

5.2.   Пассивность - Человек перестает действовать, безразлично относится к обстоятельствам, становится эмоционально глухим, чувствует упадок сил, нежелание что-либо делать, как-то  оценивать ситуацию.

5.3.   Децентрация появляется способность на мучающие вопросы взглянуть “со стороны”, отстраненно и принять возможность и даже правомерность их существования. 

5.4.   Лирическая мотивация – человек  упивается жалостью к себе, прислушивается к собственным ощущениям, испытывает потребность в сочувствии, обращается к музыке, к поэзии. Появляются мотивы и желания, не связанные с историей трансформации отношения.

На этой стадии человек отходит от ажиотажа борьбы с противоречием и становится готовым к продолжению жизни и деятельности вне данного противоречия и помимо него.

 

6.      Селекция

6.1.   Беспринципность - человек перестает решать стоявшие передним проблемы и просто живет. Он не борется, освобождается от непродуктивных затрат, мешающих межличностных связей, от догм и обязательств.

6.2.   Прагматическая ориентация – Человек “берет то, что лежит под ногами”, использует лишь назревшие, готовые к воплощению возможности, которые ранее им игнорировались, и которые, были исподволь вскрыты и наработаны в предшествующих стадиях.

6.3.   Накопительство - человек становится нечувствителен к внешней стороне существования, становится непритязательным, но проявляет внимание к накоплению средств, ресурсов, связей, навыков, знаний.

6.4.   Врабатывание - появляется внимание к “рутинным” делам, к качеству и эффективности каждодневной деятельности, к функциональности, комфорту, уюту.

На этой стадии человек приобретает утилитарные навыки, накапливает ресурсы, овладевает практикой.

 
7.      Концептуализация

7.1.   Переворот в сознании - в один прекрасный день “количество переходит в качество”, человек вдруг осознает, что живет по-новому, уверенно, что старые проблемы не волнуют его, а отношения приобрели совершенно новый характер.

7.2.   Историзм - произошедшие с ним перипетии человек начинает воспринимать как необходимые этапы произошедших изменений, как история становления новых отношений.

7.3.   Удовлетворенность наличным. Человек становится способным на решение проблем там и тогда, когда они возникают, и черпает новые силы из самого процесса разрешения проблем и преодоления трудностей. Он живет “здесь и сейчас”, доверяя и себе и миру. Свобода и покой становятся характеристиками его состояния.

7.4.   Подарки судьбы - то, чего он ранее безуспешно добивался, приходит к нему как бы само собой, как побочный эффект его действий или как случайная возможность.

7.5. Большая удача - появляется событие, кардинальным и позитивным образом меняющее жизнь человека, составляющее новый прогрессивный этап в его жизни. Он идентифицирует себя с этой возможностью, считает ее смыслом и содержанием самоопределения и самореализации…

... и начинает входить в новую трансформацию на стадии стабилизации.

 

назад  

Хостинг от uCoz